Защита от "дурака"

В нашем детском центре действует ряд ограничений поведения детей, нарушение которых приводит к исключению ребенка из группы. Причина поведения при этом не важна. Истории про то, что "я ударил ее, потому что это она виновата, забрала мою кепку" или "это они меня довели, пусть не лезут", не рассматриваются. Есть граница допустимого поведения, пресекая которую, ребенок исключается из группы вне зависимости от причин. Если нахождение в группе приводит к возникновению недопустимого поведения у ребенка, значит, он не может находиться в группе детей, ему нужна индивидуальная няня.

Запрещено:

  • маты, грубая брань, оскорбительные обзывательства в адрес других детей, хамство взрослым,
  • драки с рукоприкладством,
  • грубые нарушения правил поведения, представляющие опасность для жизни самого ребенка и других детей - например, вставать с места во время передвижения на машине или подначивать других детей вставать, убегать во время прогулок или выездов, иное опасное поведение.

Бывает так, что родители, услышав от педагогов о плохом поведении ребенка, невинно хлопают глазами и сокрушенно обращаются к своему чаду:

- Ну что же ты так? Зачем ты это сделал?

Ребенок что-то невнятно промычит в ответ (или скажет, что во всем виноват кто-то другой) и этим дело заканчивается. Попустительство злу - еще большее зло!

В такой ситуации включается "защита от дурака". Родителям не стоит думать, что в нашем центре работают настолько глупые педагоги, которые не понимают, что ребенка воспитывают родители, а не ребенок сам себя. Бесполезно удивленно хлопать глазами и искренне сокрушаться "в кого он такой" и "что же с ним делать". Можно добиться нужного поведения от лошади, собаки, дельфина и даже крысы, неужели у вашего ребенка меньше интеллекта? Да, такое бывает, но наши программы не предназначены для детей с серьезным нарушением психики.

Раньше я бралась перевоспитывать хулиганов, драчунов и матершинников. Тратила на это огромное количество сил, обделяя вниманием остальных детей в группе. 1-2 хулиганистых ребенка на 15 человек могут сорвать мероприятие, испортить нервы и настроение педагогам, подначить других детей вести себя плохо. Вот только со временем я задалась вопросом: в чем виноваты другие дети, почему они оказываются без внимания, получают раздраженного усталого педагога, пребывают в атмосфере постоянной ругани с хулиганом, да еще и слышат от него брань и получают тумаки?

Особенно меня "отрезвила" ситуация, когда мы всем педагогическим составом занимались воспитанием одного такого мальчика, и только стали у нас улучшения появляться в поведении, мама взяла, да и забрала его из группы. Благо, родителям это сделать просто в ситуации с "Жаконей": говорят, что деньги кончились. Ребенок сам себя не воспитывает, воспитывают его родители. И если им хочется в глубине души иметь в семье хулигана, они будут его иметь, какими бы красивыми словами о любви к детям, индивидуальном подходе, недопустимости наказания, чуткой детской душе они не прикрывались.

Один мальчик ударил девочку в грудь, девочка аж упала на колени, ноги подкосились. И причина не важна. Мальчики не должны бить с силой девочек, даже самых вредных. Вечером мама, выслушав меня, мило улыбнулась, а ребенку сказала, что "ей неприятно все это слышать". На следующий день я спросила мальчика, как его наказали. Он пожал плечами. Видимо, никак. Попустительство злу еще большее зло, поэтому с мальчиком мы расстались, как бы мило мама его с нами не разговаривала, как бы ни сокрушалась.

А еще бывает так, что родители начинают считать, что ребенок ведет себя плохо, потому что мы не можем найти к нему подход. Действительно, мы не претендуем на педагогическую гениальность и способность найти подход к любому ребенку. И предлагаем родителям решить данный вопрос очень просто: поищите других гениальных педагогов своему ребенку.

Один мальчик не реагировал на элементарные просьбы: "подойди, пожалуйста" (шел в другую сторону), "сядь на скамейку, успокойся, перестань драться" (начинал еще сильнее бить детей). В ответ на жалобы, родители стали обвинять нас, что мы не можем доходчиво объяснить ребенку, что от него требуется. Доходчиво - это как? По-китайски? Так надо поискать китайский детский центр.

Еще раз повторюсь: добиться желательного поведения можно от лошади, собаки, слона, голубей, можно укротить тигра и научить обезьянку ходить в платье. Ваш ребенок уж точно умнее. Если вы не можете добиться от него нужного поведения, значит, он либо болен, и вам нужно обратиться к специалистам, либо вы не прилагается должного усилия к воспитанию ребенка.

Что делать тем родителям, которые все-таки хотят исправить ситуацию?

Специально для такого случая я написала книгу "125 секретов воспитания". Приобретайте ее в психологическом центре "Сэлф", изучайте. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. И помните, чем старше ребенок, тем сложнее происходит коррекция поведения. Я предупредила, а выбор и ответственность за каждым родителем.

С уважением,
Руководите детского центра "Жаконя"
Евгения Сергеевна Коваленко