Что такое "домашняя школа"?
Это объединение детей, находящихся на семейном или заочном обучении. Дети общаются, делают вместе уроки, делятся знаниями, играют, занимаются творчеством.
Домашняя школа (домашний класс) - это не образовательное учреждение, это пространство для общения и развития детей. Родители сами принимают решение о содержании программы развития, опираясь на свои возможности и интересы ребенка. Домашняя школа удобна тем, что воспитатели (или родители по очереди) могут присматривать за детьми, пока другие взрослые на работе. Образовательные аттестаты дети получают в школе прикрепления.
Несмотря на новый и непривычный формат работы с детьми, он набирает все большую популярность. Родители обеспокоены возможностью повторного введения дистанционного формата обучения в школах. Особенно сложно на дистанционке учиться ребятам начальной школы. Домашняя школа, в связи с маленьким размером группы, может сохранить очный формат с соблюдением необходимых мер. Далеко не все родители могут сидеть дома с ребенком, помогая ему в обучении, так как их работу невозможно выполнять удаленно.
Преимущества "домашней школы"
- маленький размер группы (до 12-ти человек),
- комфортная, домашняя обстановка развития ребенка,
- мягкая адаптация к обучению и взаимодействию в коллективе,
- возможность работы в индивидуальном темпе и с учетом личных интересов каждого,
- домашняя школа прививает ребенку интерес к учебе, учит учиться, быть самостоятельным, организованным, ставить цели и идти к ним,
- во главу угла ставятся принципы гуманной педагогики, которая говорит, что цель обучения - развитие человеческих качеств и передача человеческих ценностей, а изучение научных дисциплин - это инструмент развития личности, а не самоцель.
Самые частые вопросы и волнения родителей:
1. Не выпадает ребенок из стандартного (государственного) образовательного процесса в домашней школе?
Нет, ребенок, может быть оформлен на заочное обучение и прикреплен к любой школе, которая поддерживает подобный формат обучения. В этой школе ребенок сдает тесты, экзамены и проходит аттестацию. Таким образом, ребенок и родители могут отслеживать, насколько ребенок успевает по стандартной государственной программе. Ребенок в любое время может вернутся в школу на очную форму обучения. Родителям, однако, стоит учитывать, что при заочном и семейном формате обучения ответственность за результат несут родители, а не государство. Если ребенок вернется на очную форму обучения, ответственность за результат будет нести школа. Выбор формата обучения является правом родителей по закону. Ребенок может переходит с одной формы обучения на другую.
2. Не окажется ли ребенок изгоем, лишенным общения, при таком формате обучения?
Напротив, ребенку предоставляется возможность научиться общаться. С детьми работает психолог, а небольшой размер группы позволяет найти настоящих друзей, а не сетевых аватаров. Большое количество совместных мероприятий, занятия творчеством, походы, совместные выезды укрепляют дружбу между детьми. В наше время общение и дружба в государственной школе начинают превращаться в миф. Дети на переменах, до и после школы "сидят" в телефонах, мало общаясь с одноклассниками, в классах процветают конфликты и подтрунивания друг над другом.
3. Используется ли в домашних классах цифровое обучение и дистанционные технологии?
На нашем детском центре гаджеты запрещены. Мы не разрешаем детям пользоваться телефонами, кроме экстренных звонков родителям. Единственная практика - это совместный просмотр мультфильмов, фильмов и образовательных передач на экране телевизора или ноутбука. Использование дистанционных и цифровых технологий не предусмотрено, кроме ситуаций сдачи аттестаций в школе прикрепления. Мы считаем, что обучение и развитие ребенка должно происходить, в первую очередь, через живое общение ученика и учителя, ребенка и взрослого. Это позволяет передать самое главное в воспитании детей - человеческие ценности.
4. Работаете ли вы с детьми ОВЗ?
Этот вопрос решается индивидуально и сильно зависит от особенностей ребенка ОВЗ. Чаще всего мы рекомендуем совместную работу с психологом и тьютором. Работа нашей домашней школы нацелена на нормативных детей и задача инклюзивного образования - адаптировать ребенка ОВЗ к норме, а не создать помехи для успешного развития остальных детей. С другой стороны, детям полезно учиться терпимости и взаимопомощи, уметь поддерживать тех, кто меньше умеет или труднее справляется с заданиями. К решению вопроса инклюзивного образования необходимо подходить комплексно, чтобы польза была и детям с нормативным развитием, и детям с ОВЗ.
5. Как понять, подходит ли нашей семье домашняя школа?
Очень трудно что-то понять по-настоящему, пока нет соответствующего опыта. Попробуйте и узнаете. Всегда можно вернутся обратно, двери государственных школ остаются для вас открытыми. Но мы сомневаемся, что ребенок захочет вернуться в обычную школу! За 15 лет работы в нашем детском центре научились понимать интересы и чаяния детей!