Смартфоны, планшеты, компьютеры в нашем детском центре запрещены.

В своей работе мы не используем обучение с помощью искусственного интеллекта.

Стоит пояснить столь непопулярные в наше время меры. Начнем издалека, когда лет 5 назад в детскую культуру вероломно ворвались гаджеты. Это было модно, престижно, интересно. Каждого первоклашку и даже дошколят снабжали крутыми смартфонами с доступом в интернет. Если у тебя не было сенсорного телефона, ты был не крут. Я помню, что тоже купила своему 3-ех летнему сыну планшет с безобидными пазлами и развивающими играми. За 3 дня ребенок, который всегда отличался отменной жизнерадостностью, превратился в ноющего капризулю, который хотел только одного - водить пальчиком по планшету. Для меня это была пугающая трансформация. Ребенок отказывался играть, общаться, идти гулять. Я забрала планшет, и 2 недели сын не мог прийти в себя, плакал и требовал гаджет.

Потом в своей практике психолога я увидела и другие страшные метаморфозы, которые происходят с детьми на фоне бесконтрольного использования гаджетов

  • заикания и страхи
  • деменция, ухудшения речи, задержка развития
  • гиперактивность, дефицит внимания, эмоциональные вспышки
  • жестокость, агрессия (в том числе, по отношению к родителям), фантазии на подобии бреда
  • зависимость, депрессия, потеря интереса к другим видам деятельности

Многие  поначалу "кидались в меня помидорами", называя несовременной и отсталой, когда я призывала ограничивать детей в гаджетах и строго следить за "контентом", который видит ребенок. Сейчас многие родители соглашаются, что не все в телефоне ребенке идет ему на пользу, однако мало кто принимает решение полностью оградить ребенка от виртуальной реальности или строго следить за содержанием игр и видеоряда маленького ребенка. Чаще всего родители ссылаются, на то что "все играют и смотрят, как же мой будет белой вороной..." Или "ему же так хочется, что же я буду лишать ребенка удовольствия..."

В настоящее время активно развивается цифровая образовательная среда, которая предлагает различные обучающие программы для ребенка. При всей их привлекательности, практика показывает, что ребенок быстро соскальзывает с обучения на другую информационную волну - начинает смотреть посторонние ролики, заходит в чаты, играет в компьютерные игры. Ребенок еще не может контролировать себя в свободной информационной среде и выбор содержания полностью диктуется яркостью и привлекательностью информации, которую увидел ребенок, а не ее пользой. Например, вы посадили ребенка заниматься на обучающей платформе, но тут выплыла яркая рекламка, и ребенок тут же забывает про обучение. Что больше привлекает внимание в сети, тому и отдает предпочтение ребенок. Информация, которую ребенок изучает, оказывается "захламлена" огромный количеством ненужных данных. Таким образом, цифровое обучение является крайне неэффективным.

Гаджеты могут быть помощниками в обучении детей, но процессом должен руководить живой (не виртуальный) педагог.

К тому же, через компьютеры и интернет очень легко внушить ребенку любую информацию, любые идеи, и в этом кроется большая опасность разрушения семейных и культурных ценностей. Например, недавно я была свидетелем того, как 8-ми летняя девочка заявила своей маме, что ее скоро лишать родительских прав. Мама (очень заботливая, кстати, мама) опешила: "Это почему?" "Ну вот видишь, на колене у меня ссадина, на животе царапина, я сегодня упала, плохо за мной присматриваешь. Ненадлежащий присмотр за ребенком!" Откуда девочка знает такие слова? Откуда у нее такие идеи? Конечно, из интернета.

В настоящее время маркетинговые технологии продвинулись настолько далеко, что могут быть сравнимы по эффективности с гипнозом, особенно при воздействии на детскую психику. Ребенку очень легко внушить что угодно с помощью многократно повторенной рекламы или лозунгов, 25 кадра, подбора таргетированных материалов, чат-роботов и других технологий. Чтобы не удивляться, кто это воспитал ваших детей настолько вразрез с семейными и культурными ценностями, стоит внимательно отслеживать, что смотрит и во что играет ребенок в интернете. Собственно, в настоящее время ребенка можно отпускать в интернет только под присмотром взрослого.

Тема гаджетов очень обширна, потому что нова для нашей страны. Я выпустила специальную брошюру для родителей, в которой подробно описываю влияние гаджетов на детскую психику и способ постепенного знакомства ребенка с виртуальным миром. Вы можете ознакомиться с ней в нашем центре.

К сожалению, наши поиски компромиссного решения использования гаджетов в коллективе не увенчались успехом. Как только ребенку разрешают играть чуть-чуть, минуточку, даже на общем планшете, даже просто написать сообщение маме, через несколько дней минуточка превращается в целый день, а попытки переключить ребенка на другую деятельность - в скандал. Так что пусть дети живут, общаются, играют и развиваются в реальном мире. Это намного полезнее и здоровее. Виртуальный мир от них никуда не денется. Если ребенок живет в реальном мире, то с легкостью освоит виртуальный. Но если он живете в виртуальном, то потом научиться жить в реальном мире будет очень и очень сложно. Жать на кнопочки и печатать смайлики намного проще, чем договариваться с людьми и строить отношения.


Евгения Коваленко
Руководитель детского центра "Жаконя"
Детский, подростковый, семейный психолог