Программа развития

Детский центр "Жаконя" открылся в Бердске в 2005 году. С тех пор, без перерывов на обед, отпуск и экономические кризисы он открыт для детей круглый год. По образованию я (руководитель центра) не педагог,  психологическое образование получила только после открытия "Жакони", когда поняла, что мое призвание - работа с детьми. Возможно, мне повезло, что я не заканчивала педагогического ВУЗа и моя голова не забита учительскими догмами. Многому меня учат мои собственные четверо детей. К "чужим" детям я подхожу с теми же мерками, как и к своим и никогда не пользуюсь принципами двойных стандартов, вашему одно, а моему - другое. Когда я иду по улице с группой детей, люди частенько спрашивают: "Все ваши?" "Да, - говорю, - временно все мои."

Я понимаю, что большинство родителей ведут к нам детей, потому что "их все равно некуда деть" и слышали, что я "вроде адекватная тетка" (это я цитирую родителей, не подумайте ничего лишнего). Конечно, есть те, кто искренне разделяет наши ценности в области воспитания детей, а еще те, которые прошли "огни и воды" в других местах и вернулись к нам.

Как сказал один мальчик, которых ходил к нам в детский сад, в ответ на вопрос: ну как в школе?

- А, еще хуже!

Тем не менее, ребенок это не вещь, а мы - не камера хранения, поэтому я хочу поподробнее рассказать, куда и зачем попадают дети, если приходят в "Жаконю".

Я считаю, что образовательная программа - это способ передать жизненные ценности. Например, человек учится математике не ради самой математики, а ради того, чтобы с помощью математических знаний делать жизнь лучше и приносить людям пользу. Если математика только ради математики, физика только ради физики, а биология только ради биологии, то получается ядерная бомба и бактериологическое оружие. Несомненно, бактериологическое оружие, как и ядерную бомбу, создают великие умы, великие ученые. Но когда вы учите своего ребенка в школе, с репетиторами, потом в ВУЗе, хотите ли вы, чтобы он создал оружие против вас?

Любое обучение - это способ передать человеческие ценности. Без этого фактора оно разрушительно. Можно учить ребенка через искусство, через программирование, через литературу, через математику. Каждый понимает по-своему, до каждого можно достучаться по-разному.

Чему же мы учим детей, которые приходят в "Жаконю"? Да, мы организуем рисование, лепку, уроки английского, ходим в театры, ездим в походы и делаем много других интересных и полезных вещей. Но это только инструмент для передачи жизненных ценностей.

Я сформулировала 4 основных навыка, которые дети развивают у нас.

  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Воля
  • Творчество

Сокращенно, СОВТ. Получилось почти soft skills, о которых сейчас так любят говорить реформаторы образования. Мягкие навыки, позволяющие адаптироваться в условиях быстро меняющейся среды. Я не в том смысле, что поддерживаю современных "реформаторов образования", а в том, что текущее положение в образовании требует от родителей понимания. Сейчас невозможно пустить все на самотек. Либо не жалуйтесь потом на то, что получилось.

Самостоятельность

Каждый год в августе мы проводим программу "Робинзонада. Школа выживания". Дети учатся разжигать костер, ставить палатку, самостоятельно искать дрова для костра и готовить еду на огне. И каждый год я наблюдаю, как кто-то из "новеньких" стоит посреди леса и плачет: "Я не могу найти паааалку!" Ну или сидит и дуется, обидевшись на весь мир, что ему не нашли палку, не пожарили хлеб, не поднесли, не подали. Таких примеров можно привести множество. Дети привыкают к тому, что родители решают за них все проблемы и обижаются, обнаружив, что в жизни не всегда так бывает. Но это полезный опыт!

Что задали? Мама должна сказать! Где твоя тетрадка? Мама не положила! А когда маме надоедает нянчится с 14-ти летней лялечкой, которая выше ее ростом, вдруг оказывается, что "лялечка" ничего не хочет и не умеет сама.

Ответственность

"Это они виноваты!" Легко переложить ответственность за происходящее на других, трудно взять ответственность на себя. Но именно умение взять на себя ответственность за последствия своих поступков отличает взрослого человека от ребенка. Может быть 8-ми летний взрослый, а может быть 30-ти летний малыш. Ребенок жалуется дома, что его обижают. Спросите: а почему именно тебя обидели, а не кого-то другого? а ты обратился за помощью к педагогам? что они сказали, как помогли в решении конфликта? ты попробовал выполнить их совет? что-то изменилось?

В конфликте всегда виноваты двое. Учить ребенка видеть область его ответственности в конфликте со сверстниками, в отношениях с педагогами, в ситуации, в своем успехе или неудаче - первый шаг к взрослению. "Мне скучно!" "А ты сам предлагал во что-то поиграть? Придумал занятие? Предложил что-то интересное?"

Любая ответственность начинается с ответственности перед собой. Потом наступает ответственность перед другими - своей семьей, своими детьми, родителями, потом ответственность перед Богом.

Воля

Развитие силы воли идет из дисциплины, самодисциплины, послушания, умения выполнять нормы и правила коллектива, ждать, терпеть. Хочу - не хочу! То хочу, а это не хочу! Почему ты так поступаешь? А я хочу! Почему ты не сделал, что попросили? А я не хочу!

Но кроме твоего "хочу" на Земле еще 8 миллиардов таких же "я хочу - не хочу". Удивлен? А вот рядом еще 10 ребят и двое взрослых, и у них тоже свои хочу - не хочу. Здорово, что у тебя есть мечты и желания. Но либо нужно ехать с ними на необитаемый остров, либо считаться, что у людей рядом с тобой тоже есть мечты и желания. Придержать свои сиюминутные желания, направить свою энергию в нужное русло, справиться с мимолетными порывами ударить, закричать, убежать поможет только воля и дисциплина.

Со временем это ценное качество перерастет в целеустремленность, отзывчивость и внимание к желаниям других людей.

Творчество

Очень грустно наблюдать, как дети уже в первом классе выходят из школы с потухшими глазами, и на предложение "идти на занятие" начинают кричать "нет, только не это!" Готовые шаблоны, тесты, яркие компьютерные программы отшибают способность ребенка творчески мыслить. На наших творческих занятиях мы не предлагаем готовых шаблонов и однозначных решений. Да, получается не так красиво, как на мастер-классе, где половина сделано за ребенка. Да, некоторые дети рисуют зомби, кладбища и могилы, если им предложить нарисовать ночной город. Но хоть маленький, но шаг, в развитии творческого мышления ребенка сделан. Суть человеческая в творении. Бог есть творение. Когда в человеке пробуждается светлое, божественное, желание творить - его естественная потребность. Ребенок, перестающий творить, превращается в продолжение желудочно-кишечного тракта, в потребителя, который знает, где что повкуснее поесть.

Развитие самостоятельности, ответственности, воли и творчества проходит красной нитью через все занятия и мероприятия. Пусть ребенок не нарисовал шикарного рисунка, но он придумал что-то новое. Пусть ребенок пришел домой в запачканной одежде, но он копал нашим курочкам червей, учился заботиться о животных. Пусть ребенок поплакал, но он получил ценный опыт: слезами горю не поможешь, бери, делай и все получится. Иногда сложно сфотографировать и показать результат подобной работы. Но если родители чуткие и понимающие, они видят происходящие с ребенком изменения, его личностный рост.